Логопед рекомендует

К логопеду необходимо обратиться:

Если ребенок в 3 года:
• не разговаривает
• имеет ограниченный словарный запас (не знает названий частей тела, фруктов, овощей, мебели, не называет свое имя, пол, возраст, не понимает значение простых предлогов: не выполняет задания типа «положи кубик под коробку», «положи кубик в чашку», не понимает короткие сказки и рассказы)
• не говорит предложениями
• не умеет произносить звуки м, п, б, н, в
Если в 5 лет:
• не разговаривает
• имеет ограниченный словарный запас (не знает названий многих слов, обобщающих понятий (фрукты, мебель, одежда, игрушки), не умеет считать до 10)
• путает предлоги (на стулов, под чашка, в полка)
• не говорит предложениями
• не составляет рассказ (самостоятельно, по картинке)
• не рассказывает сказки
• путает окончания
• переставляет слоги, звуки
• неправильно произносит звуки
• пропускает звуки
• заменяет звуки
Если в 7 лет:
• переставляет слоги, звуки
• неправильно произносит звуки или пропускает их
• путает окончания и предлоги
• не составляет рассказ и не умеет пересказывать
• на письме путает буквы к-г, п-б, д-т, ж-ш

Таким образом, раннее выявление речевой патологии и своевременная коррекция, а также профилактика речевых нарушений - главная задача не только логопеда, но и родителей, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Хотелось бы обратить внимание родителей: если у ребенка на письме имеют место замены, перестановки, пропуски букв, скорее всего, что эти «глупые ошибки» - логопедические. Если ребенку очень трудно читать: не сливает слоги, переставляет их при чтении, родителям следует получить консультацию логопеда.

 

Овладение фонетическим строением языка.

Уважаемые родители!
Эта статья предназначена в первую очередь для тех родителей, кто сомневается, надо ли решать проблемы развития речи детей до школы. Часто родители надеются, что все само образуется, что без специальной работы дети заговорят однажды правильно и красиво.
Предлагаем вашему вниманию статью учителя – логопеда Ярош Т.Ат
Овладение фонетическим строением языка заканчивается у разных детей в разное время: есть дети, говорящие вполне правильно к 3м годам, у других те или иные недостатки наблюдаются ещё в возрасте 6-7 лет. Эти расхождения зависят от ряда причин. Немаловажную роль играет окружение ребёнка: лучше развивается речь у тех детей, которые постоянно слышат правильную речь, с которыми много разговаривают. Большое значение для усвоения фонетики имеет психическая активность ребёнка, его физическое состояние, нормальный слух, строение и подвижность артикуляционного аппарата. Постоянно заботясь о культуре речи в целом и проводя специальные упражнения, можно добиться, чтобы все дети, поступающие в школу, полностью овладели фонематической системой родного языка.
Своевременное выявление детей с фонематическим недоразвитием и проведение с ними логопедических занятий в дошкольном возрасте (с 4-5 лет) позволяет предупредить неуспеваемость многих школьников. Изучение недостатков произношения у детей старшего дошкольного возраста с фонематическим недоразвитием показывает, что последовательность становления звуков у них в основном не отличается от той, которая наблюдается при нормальном развитии.
Признаком фонематического недоразвития у детей является незаконченность формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными (произносительными) или акустическими (слуховыми) признаками. Сюда относятся свистящие (с, з, ц) и шипящие (ж, ш, ч, щ) звуки, а также сонорные (р, л), звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные.
Характерными для фонематического недоразвития являются следующие особенности произношения звуков:

- недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребёнка заменителем 2-3 других звуков. Например, мягкий звук т' произносится вместо звуков с, ч, ш (сумка – «тюмка», чашка – «тяшка», шапка – «тяпка»)

- замена одних звуков другими. Обычно трудные звуки заменяются более легкими. Например, вместо звука р употребляется звук л, вместо звука ш ребёнок говорит ф. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т, д.

- смешение звуков. Это неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребёнок может в одних словах употреблять звуки правильно. а в других – заменять их. Так, ребёнок, умея произносить звуки р, л изолированно, в речевых высказываниях путает их, заменяет один другим.

Подобный характер нарушений звуковой стороны речи должен насторожить взрослых, т.к. он говорит о недоразвитии фонематического слуха (способности различать речевые звуки). Существует система приёмов, помогающих в таких случаях определить степень несформированности фонематического слуха. Это задания, типа:

- воспроизвести за взрослым 3-4 слоговых сочетания из лёгких для произнесения звуков типа: па-по-пу, па-ба-па

- хлопнуть в ладоши на заданный звук, например, на звук с среди звуков т, ц, ч, з, с, ш и т.п.

- выделить слог с определённым звуком. Например, слог са среди слогов за, ша, са, ча, ща, жа.

- поднять руку, если в слове будет заданный звук. Например, слово со звуком с среди слов санки, шуба, носки, зонт, нос, щука.

В подобных заданиях от ребёнка не требуется произнесения звука, т.к. это может его затруднить. Важно выяснить состояние восприятия речевых звуков, поэтому ребёнок реагирует определённым действием (хлопает в ладоши, поднимает руку, флажок или картинку), если услышит заранее обусловленный звук. Эти задания позволяют с большой определённостью выяснить возможности восприятия звуков, дефектных в произношении.

Важно обратить внимание и на состояние восприятия тех звуков, которые ребенок произносит достаточно правильно. Нередки случаи, когда нарушается или не развивается в должной степени восприятие т.н. «сохранных» звуков, т.е. произносимых правильно. У детей, входящих в эту группу, при внешне благополучном произношении наблюдаются значительные затруднения в восприятии звуков. Именно такие дети, часто неожиданно для окружающих, становятся неуспевающими по чтению и письму.

Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов. Так, дети затрудняются в таких случаях:

а) в выделении первого звука в слове (называют или первый слог, или всё слово). Например, в слове «жук» называют первый звук «жу».

б) в подборе картинок, включающих заданный звук. Например, на звук ш подбирают картинки: шапка, собака, щука, шишка, сумка

в) в самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком.

Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения (с 4-5 лет) позволяет не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе.

Наиболее тяжёлые виды нарушений чтения и письма наблюдаются у детей с общим недоразвитием речи. Эти дети, кроме фонетико-фонематического недоразвития имеют ограниченный словарный запас и неправильно грамматически оформляют фразу (неправильные окончания слов, пропуск предлогов, неправильный порядок слов в предложении). Такие дети уже в раннем возрасте отстают в речевом развитии. Они начинают поздно говорить (после 2-3 лет), речь их малопонятна для окружающих. Не позже 3х лет они должны быть детально обследованы логопедом. Родители получают подробную консультацию по преодолению отставания в речевом развитии. При необходимости дети с общим недоразвитием речи с 4х лет направляются на обучение в логопедический детский сад. А при поступлении в школу обязательно продолжают заниматься на школьном логопедическом пункте, потому что бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль приводят к тому, что учащиеся на более поздних этапах не умеют писать изложения и сочинения.
Некоторые учителя считают дисграфические и дислексические ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе. На самом деле в основе подобных ошибок лежат более серьёзные причины: уже рассмотренная выше несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Понятие готовности к овладению чтением и письмом не исчерпывается развитием всех сторон устной речи ребёнка, а включает также созревание некоторых неречевых функций (в частности, зрительно-пространственных представлений). Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела (правая - левая рука, нога, глаз, ухо). Далее у ребёнка нужно развить ориентацию на картинке (что находится вверху – внизу, справа – слева). Потом подключаются действия с предметами (поставь кубик под стол, на стол, держи над столом; поставь кубик справа – слева от шара и т.п.) Ребёнок должен различать геометрические фигуры, различать любые предметы по цвету, а также по признаку (большой – маленький, толстый – тонкий, узкий – широкий, высокий – низкий). Большую помощь в развитии зрительно-пространственных представлений окажут игры с мозаикой, с разрезанными картинками, пазлами. Очень полезна работа с пластилином, глиной, тестом; раскраска картинок карандашами, особенно заштриховка мелких деталей.
Такая профилактическая работа поможет ребёнку подготовиться к чёткому зрительному восприятию и правильному написанию букв.